?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
photo25

О прикосновениях (repost)

Оригинал взят у ziryaell в О прикосновениях
Сначала цитата:


У лесных людей прикосновение служило одним из главных средств общения. У землян прикосновение в первую очередь ассоциируется с угрозой, с агрессивными намерениями, а все остальное практически сводится к формальному рукопожатию или ласкам, подразумевающим тесную близость. У атшиян же существовала сложнейшая гамма прикосновений, несущих коммуникативный смысл. Ласка, как сигнал и ободрение, была для них так же необходима, как для матери и ребенка или для влюбленных, но она заключала в себе социальный элемент, а не просто воплощала материнскую или сексуальную любовь. Ласковые прикосновения входили в систему языка, были упорядочены и формализованы, но при этом могли бесконечно варьироваться. "Они все время лапаются!" - презрительно морщились те колонисты, которые привыкли любую человеческую близость сводить только к эротизму, грабя самих себя, потому что такое восприятие обедняет и отравляет любое духовное наслаждение, любое проявление человеческих чувств: слепой гаденький Купидон торжествует победу над великой матерью всех морей и звезд, всех листьев на всех деревьях, всех человеческих движений - над Венерой-Родительницей.
У. Ле Гуин


Ле Гуин тут предельно точна - ни отнять, ни прибавить.
Мне, как кинестету и невротику по совместительству, очень сложно без такой вот упорядоченной, нормированной и общепринятой системы прикосновений.
Потому что без тактильного контакта плохо и тяжело: это и способ познания, и способ выражения чувств.
А с тактильными контактами в нашем обществе - пиздец из пиздецов. Все, что не секс, то насилие, функция приветствия зарезервирована за рукопожатиями (практически исключительно для мужчин) и фантомными поцелуями в щечку (для женщин, причем не всегда и не для всех). Нечто большее возможно только между достаточно близкими.
И даже тогда приходится выжидать подходящего момента. Спрашивать, мучительно подбирая слова и гадая, не шокирует ли твой вопрос человека и не сочтут ли тебя "заинтересованной". Высчитывать, достаточно ли мы близки, чтобы обняться, или пока достаточно прикосновения к плечу. Шестым чувством угадывать допустимую продолжительность и интенсивность контакта. Контролировать, чтобы в прикосновение не просочилось ни намека, ни пол-намека на сексуальность.
Словом, вместо приятного и обогащающего опыта - опять сплошные сложности.
И да, возражение, что нормированность может убить некую мифическую "искренность" и "спонтанность" несостоятельно чуть более, чем полностью. Тот факт, что поздравления к дню рождения или, скажем, соболезнования в случае утраты принято формулировать пользуясь определенным, довольно ограниченным набором слов, никак не умаляет искренности чувств там, где они присутствуют, и не добавляет ее туда, где ее и не было.


  • 1
kray_zemli May 2nd, 2015
Ну логично. Тело человека является собственностью самого человека, и нехер кому попало прикасаться к чужой собственности. Так же как нехер трогать без весомого повода чужую машину или ещё какую-нибудь собственность. Как минимум нужно сначала познакомиться с владельцем собственности. И договориться, кто кого за что может трогать.

Edited at 2015-05-02 01:13 pm (UTC)

(Anonymous) May 2nd, 2015
В универе на культурологии в качестве примеров иногда использовались упражнения из тренингов для разных миссионеров, врачей, соц работников, голубых касок и т.д. Мне запомнился следующий вопрос, он вроде из теста, который вроде проходят, перед началом работы где-то в Африке. Идете вы по улице, вдруг от компании местных молодых мужчин полубандитского вида, которая попалась вам по пути, отделяется парень, подходит к вам, говорит "привет", нежно хлопает вас по щеке, и продолжает: "уменя есть сестра-красавица, которая скучает, пошли я тебя с ней познакомлю", крепко обхватывает вас рукой за плечи и тянет в подворотню. Культурный отказ (единственный реально работающий, по заверению авторов теста) был: не освобождаясь от его руки развернуться к нему лицом, сказать: "спасибо, друг, я уверен, что твоя сестра такая же красивая как и ты", нежно похлопать его по щеке, "но у меня другие планы", похлопать его рукой по плечу, "лучше сам приходи завтра к нам в церковь на службу", дать визитку с адресом и режимом работы, сказать "пока", опять похлопать его рукой по плечу, уйти.

"Правила жизни: Тактильные и нетактильные культуры" - http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=FPkJU2oLkKU#t=450 Дисклэймер: это c tvkultura.ru, поэтому везде выражение "русская культура" используется. Типа: мне очень нравится контактный характер русской культуры, прикосновение - это великое средство невербального общения, но я стала замечать, что мы, возможно, следом за Англией и Америкой, стали это игнорировать. Совсем недавно Брежнев целовался, а теперь почти как на Западе: "по умолчанию прикосновение - это агрессия: мужчина прикоснулся - сексуально домогательство, женщина прикоснулась - сексуальная провокация, врач прикоснулся - нарушение проф. этики и т.д., но вероятнее всего это были обычные теплые жесты поддержки. Русская культура - это культура высокого контекста, не может быть однозначности вида "по умолчанию, прикосновение - это агрессия": всегда надо смотреть кто коснулся, кого коснулся, как коснулся, в какой ситуации коснулся.

wizzard0 May 2nd, 2015
хех, интересно.

insanegigolo May 2nd, 2015
Танцы и борьба, чем вам не система такая?

reem_ma May 2nd, 2015
танці - підтримую, особливо ті, що "контактні" (всяке танго і іншу кізомбу).

insanegigolo May 2nd, 2015
я бы сказал все социальные.

nponeccop May 2nd, 2015
Больная тема

miayuu May 2nd, 2015
вот есть, например, нудисты, которые не любят одежду, и никто и ничто не мешает им на своих фестивалях без неё ходить. но это не значит, что одежда - излишество общества, ограничивающее чью-то искренность.
я, например, панически не люблю прикосновения. и не имею ничего против если другие люди будут с их помощью общаться в своём повседневном быту, но сама б в таком обществе просто с ума сошла.

lumag May 7th, 2015
Социальные танцы во многом спасают кинестетиков. Во-первых. ты постоянно общаешься, прикасаешься к разным людям. К разным! А во-вторых, в силу многих причин эта прослойка чуть более раскрепощенная (не все, но многие). Очень многие аспекты общения, которые в обычной среде табуированны или сведены к сексуальности, в соцтанцах являются нормой.

  • 1