Previous Entry Share Next Entry
фото

дизайн и развитие онлайн-сообществ (вопрос)

network

Не подскажет ли уважаемый All, в какую сторону копать, чтоб найти литературу или людей, которые занимались дизайном (онлайн-)сообществ? В частности, саморегулирующихся сообществ (в которых количество пользователей на много порядков больше количества модераторов, или когда модераторов нет вообще).

Ну и вопросы их развития, эволюции, загнивания и жизненного цикла вообще - тоже интересны. А то пока что я даже не представляю, по каким ключевым словам искать.

Или все эти имхонеты, фейсбуки, хабрахабры, 4чаны, реддиты, емулы и пр. - развиваются сугубо ad-hoc ("само вышло")?

This entry was originally posted at http://wizzard.dreamwidth.org/254326.html. It has comment count unavailable comments. Please comment there using OpenID.

  • 1
nicka_startcev December 25th, 2012
сам я плотник, но мне кажется, что...

сообщества довольно четко делятся на "технарские" и "гуманитарные".

Технарские - это когда есть критическая масса специалистов, которым интересно общаться между собой на темы примерно соответствующие теме сообщества. Такое сообщество довольно эффективно троллит совсем уж посторонних и вполне самоподдерживается на взаимоинтересе.

гуманитарные - все делают ку три раза друг на друга, большая текучка, много жестких условностей, низкая стойкость к разного рода троллингу, но при этом сообщество само собой рассыпается нафиг без сверхусилий со стороны модератора.

В общем, важно некое ядро сообщников с некоторой дедовщиной, вокруг которого всё остальное. Если такое ядро есть - сообщество выживает. Если нет - происходит дегенерация и вырождение.

(Deleted comment)
wizzard0 December 25th, 2012
Да, и неплохо спроектирован. Вот хочется узнать, как такое делать %)

deni_ok December 25th, 2012
Есть слизанная практически 1 в 1 русская копия, которая не взлетела. http://hashcode.ru

wizzard0 December 25th, 2012
Совы не те, кем кажутся.

В частности, судьбу многих таких ресурсов (в начале) решает core-аудитория. Плюс, мне кажется, SO во многом заточен под штатовские модели мышления и типы вопросов.

Да и, чего уж там говорить, вон есть стопицот phpBB-форумов, и все разные. Движок форума не решает. Решает дизайн комьюнити.

gineer December 26th, 2012
Дык... сидели небольшой компанией с Этвудом и брейнштормили.
Просто брали и анализировали, что лично им нравится/неправится, и какие фишки бывают.
В сети вроде должны быть доступны записи/подкасты тех разговоров.
Я их тогда еще в самом начале слушал.

sagarasousuke December 25th, 2012
Кожаринова-Кордонского почитай кстати, если не утаскивал у меня с полки. Онлайн здесь

wizzard0 December 25th, 2012
Не уверен, что это взгляд с нужной точки зрения, но тоже почитаю, ага.

Edited at 2012-12-25 09:54 pm (UTC)

vgrichina December 25th, 2012
Ну вроде бы даже в педивикии чето есть http://en.wikipedia.org/wiki/Online_community#Membership_life_cycle_for_online_communities

wizzard0 December 25th, 2012
Там есть, но все как-то разрозненно. У меня есть хорошая книжка "policing online games", вот хочется похожего, но больше ;)

allan_karmine December 25th, 2012
Я бы сказал, что должна быть цепляющая тема и свобода о ней говорить, как минимум, а как максимум, мериться какими-нибудь эротическими частями тела. И тогда сообщество само себя развивает по-дарвиновски - до какого-то момента. А потом нужно устроить там "немецкий парк", в смысле, забетонировать протоптанные слоновьи тропы аккуратненько, и поставить фонари.

wizzard0 December 25th, 2012
Это не то.

В частности, немецкий парк после его постройки неспособен к дальнейшей адаптации.

Да и цель не "нагнать народ потусоваться", а делать дела.

allan_karmine December 26th, 2012
Тогда профит должен быть очевидным и все возрастающим. Но ты спрашивал про фейсбук) а не про линкдин. В линкдине ценность ресурса в связах. в возможности найти нужных людей, к тому же гарантированно нужных.

gineer December 26th, 2012
Общался был с одним товарищем.
Он зело выступал за что-то подобное "для дела" sergeyvi

wizzard0 December 26th, 2012
О, спасибо, копну в эту сторону.

wizzard0 December 26th, 2012
О, и там торчат ноги Левенчука. Ржачно. Вообще, конечно, тоже не совсем то))) но познавательно очень, хотя мусора много в постах.

gineer December 26th, 2012
Я пробовал с ним разбиратся, задавать там наводящие вопросы и т.п.
Но чел проявил себя как истовый "непризнаный гений",
а мне оно не сильно и надо было. :)

wizzard0 December 26th, 2012
Научного подхода очень сильно не хватает в этом всем. Опровергающих экспериментов, зон применимости теорий (что переводит их из разряд утопий в разряд местных инструментов), и т.д.

gineer December 26th, 2012
Потому что... сложно это.
Ведь по сути, даже базовые определения "чего мы изучаем?" не сформулированы.
Плюс, повторяемости никакой... как у всего свъязаного с человеческим фактором.
Да и... мое наблюдение... слишком давит груз "привычных представлений человека о себе",
которые ведь могут быть и заблуждением...

wizzard0 December 26th, 2012
Есть места, где этот груз уже сброшен. Бешено эффективные и прибыльные места, прошу заметить. Некоторые из них даже укладываются в common sense этику, как ни странно ;)

Но это в основном про зарабатывание на юзерах, а не про оптимизацию команд...

gineer December 26th, 2012
На пороках научились зарабатывать уже давно... нет в этом ничего нового, ни интересного.

wizzard0 December 26th, 2012
Угу.

murkt December 25th, 2012
Я как-то в интернетах наталкивался на https://gumroad.com/l/community-builders-masterclass, но не могу ничего сказать о качестве и содержании.

Напишешь потом, как найдёшь что полезное?

wizzard0 December 25th, 2012
Напишу. Правда, хорошо бы еще и тестировать порядочное время...

st_precursor December 25th, 2012
Нельзя сказать, конечно, что у меня то-то получилось, так как проект до сих пор не вышел, но как раз над этой проблемой и работаю)

Поскольку я не склонен доверять чужому мнению, особенно если я его просто где-то прочитал, то литературу посоветовать не могу) Но самих успешных сообществ не так много, по ним разве что можно найти всякие автобиографические книги миллионеров-разработчиков в духе "Как я ненавижу этих жалких людишек".

А дальше мои ИМХО ;)

Самомодерирующееся онлайн-сообщество, это что-то вроде онлайн-игры. Нужно придумать геймплей, проводить у себя в мозгу симуляции разных игровых моментов и делать соответствующие изменения. Иначе придётся провести пару десятков неудачных запусков и потом делать выводы)

Регулятивные функции и креативные функции надо реализовывать в виде мини-игр с поощрениями, позволяющими проводить фаллометрию. Тем самым создаётся ловушка для людей с зашкаливающим ЧСВ, заставляющая их развивать сообщество и не дать ему загнить. Иерархию, прокачку - всё это нужно планировать заранее, основывая на этом "геймплей".

То самое ядро, о котором писали в комментах выше, формируется из людей, которые реализовали себя в сообществе больше, чем в реальном мире. Соответственно, нужно заранее продумать эти самые способы самореализации. Причём, желательно, чтоб тут были те самые методы, которые в реальности не работают. Иначе бы люди себя реализовали в той самой реальности.

А про "само как-то сформируется" это всё пустые надежды. На эволюцию нужно значительное время. Большинство онлайн-миров с тру-свободой за десятилетия существования с трудом отошли от людского стада до зачатков племенной структуры, и то, её навязывали разработчики всякими объединениями игроков на движке.

Запланированная эволюция с последующими корректировками, вот единственно православный путь проектирования онлайн-сообщества)

wizzard0 December 25th, 2012
> Нужно придумать геймплей
Об этом, собственно, и вопрос :)

> мини-игр с поощрениями
Ага

> вот единственно православный путь проектирования онлайн-сообщества)
Замечательно! Только вот как делать это самое проектирование? )))

st_precursor December 25th, 2012
Сейчас интересный эксперимент - Ммозговед (http://www.mmozg.net/), можно на его пример опираться.

Частично в ответ на коммент ниже. Карма - это пассивный ресурс. Нужно вводить игровую валюту, которую можно тратить, ещё больше питая своё ЧСВ, заодно и монетизация системы донаторами.

Подними свою фоточку выше в выдаче, накопи на статью в бложек, поменяй имя, увеличь.. аватарку, скажем)

Крафти больше поинтов на заполненной анкете, на комментируемой фотке, на лайкаемой статье.

Качай скилы модератора правильными сообщениями о нарушении, стань учеником живого модератора, а потом и сам модератором!

Качай скилы контентщика, правильно проставляя теги и категории. Стань учеником редактора и редактором!

Любые целевые взаимодействия в системе можно преобразовать таким образом. И пусть пользователи-задроты делают всё за вас. Можно только время от времени приходить и разгонять очередную хунту ;)

wizzard0 December 25th, 2012
Это ближе к теме, ага.

st_precursor December 25th, 2012
ну и иерархическое просеивание модераторства и правок к этому - каждый высший уровень просеивает старания низших, высший уровень принимает решение. С ростом уровня доверия растут и доступные функции

А ещё хорошо добавляют ЧСВ всякие ежемесячные\еженедельные награды и номинации. Сделай стенд лучшего работника и часть офисного планктона станет трудится вдвое больше)

mikkab December 27th, 2012
Геймификация? но оно само по себе не живет, поддержка по любому нужна.

kray_zemli December 25th, 2012
Эдак вы создадите не сообщество, а отстойник задротов. Оно, в принципе, пофиг, если цель -- раздуть, хотя бы временно, количество посещений и развести инвесторов на бабки (ну или хотя бы рекламы покрутить). Если брать онлайн-игры -- то они изначально и задуманы как отсойники для задротов. И вообще, особенность онлайн-игр в том, что там всё временно и завтра уже никто не помнит, что было вчера. Это немного не то, если цель -- именно накапливать пользовательский контент. Совмещение онлайн-игры с сообществом очень чревато. В researchgate вон ввели RG score, а что толку? Сами пользователи жалуются, что от него одни проблемы.

st_precursor December 25th, 2012
А кто генерит лучший контент? именно те самые задроты.

Вот взять тот же живой журнал. Кто его ведёт? Люди с суицидальными наклонностями и задроты, тратящие кучу времени на написание статей и комментов только чтобы показать своё превосходство в демагогии)

Если нужно создать сообщество обычных свободных людей, то это ко всяким имиджбордам. Там всё решает исключительно бурление народных масс под действием коллективного бессознательного. Это и есть людское стадо - и чтоб оно эволюционировало до чего-то более сложного, должны пройти столетия с людьми, которые там постят всю жизнь.

Ввести бездумно какую-то фишку можно где-угодно, но это вовсе не значит, что фишка не работает, это только говорит о плохой её реализации)

kray_zemli December 26th, 2012
Пр ЖЖ, это троллинг такой, да? Элемент игры в ЖЖ, конечно, присутствует. Как известно, при помощи игры детёныши животных учатся и оттачивают навыки. Но нельзя сказать, что основная функция ЖЖ -- служить платформой для срачей.

А про скоринг, так это классика. Известно же, что стоит какой конторе (обычно государственной) ввести систему ранжирования, и довольно быстро она побеждает здравый смысл, люди начинают задрачивать показатели, вместо того, чтобы заниматься тем, для чего организация создавалась. Систему ранжирования, конечно, потом патчат и всё такое -- но всё и сразу не предусмотришь, поэтому недостатки ранжирования неизживимы.

st_precursor December 26th, 2012
Хз, если б я так не считал, я бы постил на ЖЖ чаще.. или вообще не постил бы, я люблю демагогию и отношусь к тем самым задротам)

Как-то я участвовал в дискуссии на сотни страниц с постами больше А4 мелким текстом, и единственное, чему мы в ней научились, это красиво и интеллигентно смешивать собеседника с фекалиями переливая из пустого в порожнее)

Если посмотреть луркмор, то самое значимое достижение ЖЖ это именно меммичные срачи и персоналии в них. А луркмор разбирается в этих ваших интернетах)

Кажись Ейнштейн говорил, что повторять один и тот же эксперимент, ожидая новых результатов, это и есть самое форменное безумие. Вводить ранжирование и надеяться что в этот раз его не станут задрачивать - это как раз то самое безумие, или по крайней мере крайняя нехватка ума.

Сразу предусмотреть результаты на некоторое время вперёд, заложив пространство для маневра - и есть высший пилотаж, к которому надо стремиться.

У нас почему-то все уверены что если прочитать книгу Джобса и основать яблочную компанию, следуя инструкциям, то обязательно станешь миллиардером. А потом разоряются и недоумевают, почему всё так вышло - а оказывается надо было таки думать межушным нервным узлом.

Так что да, нелегко продумать систему на много шагов вперёд, но кто говорил что всё должно быть легко?)

anton_y_k January 3rd, 2013
Переоценивание роли PBL - одна из вещей, которая неслабо вдалбивалась курсом гемификации. Поинты бейджы и лидерборды нередко вредят

wizzard0 January 3rd, 2013
А как расшифровывается PBL?

edit: points badges leaderboards, спасибо

Edited at 2013-01-03 08:24 pm (UTC)

kray_zemli December 25th, 2012
Без модераторов никак. Ибо спамеры, флудеры и всякие там жулики. Правда, модераторов можно и выбирать. В теории, проблема частично может быть решена кармой. На практике, самодостаточной системы кармы мне как-то не попадалось.

wizzard0 December 25th, 2012
Понятно, что модераторы вначале нужны. А вот как выжить, когда они перестанут справляться с потоком UGC - это вопрос.

kray_zemli December 25th, 2012
В открытых сообществах модераторы обязательны, а как иначе? Вот в ЖЖ, допустим, модераторами работают сами юзеры. Хотя и они, справляясь с потоком говна извне ЖЖ, вводят всякие там премодерации, капчи, одобрение членства и т.п. А вот скажем researchgate (германская типа соцсеть для учёных) замодерирована похлеще концлагеря.

wizzard0 December 25th, 2012
Посмотри на имиджборды, ирц и емул. Это тоже сообщества.

kray_zemli December 25th, 2012
На IRC модераторы есть, только называются по-другому. Из числа пользователей, да. А с остальным я особо не связывался.

wizzard0 December 25th, 2012
Ну вот оно тоже живет, по-своему неплохо

st_precursor December 25th, 2012
Наверное изначально подразумевались поставленные разработчиками модераторы, пользователи-модераторы это совсем другое дело. При правильном подходе их числа растёт пропорционально размеру системы.

Вот на том же ммозговеде был обзор судовой системы Archeage - люди после н-го уровня могут подать заявку на участие в суде. И как только кто-то доложит о правонарушении и виновника поймают - рандомным присяжным предлагают проголосовать за приговор. Этот вариант конечно ещё нужно сильно допиливать, но как пример покатит)

bik_top December 26th, 2012
> чтоб найти... людей, которые занимались дизайном (онлайн-)сообществ?

http://sim0nsays.livejournal.com/35525.html

wizzard0 December 26th, 2012
Я есть на CC и внимательно слежу :-)

sim0nsays December 26th, 2012
Я как бы совсем не специалист и скорее активно интересующий, но у меня есть ощущение, что все на данный момент все исследования скорее про изучение существующих графов и структур, чем про выяснение как заниматься новыми.

В частности потому, что в силу бешеной скалируемости, каждый успешный медиум подминает под себя всю аудиторию - миру не нужен новый Твиттер, новый Фейсбук и новый LJ, поэтому их опыт уже неприменим совершенно. Игровые communities можно как-то исследовать хотя бы потому что их много однотипных - для каждой игры свое,
а вот в общем - все очень быстро консолидируется.

Посему можно читать пост-мортемы или общаться с людьми, а полезный пейперов, я подозреваю, не найти.

Кружочки, кстати, именно про саморегуляцию, это один из corner stones. У меня пока получается, что надо давать каждому страшно мощные инструменты блокирования шума и контента. И давать его немного.

wizzard0 December 26th, 2012
> страшно мощные инструменты блокирования шума и контента

Это определенно верно. Следующий вопрос - как это распространить на JIT коммуникации (голос, координация работы команды в частности).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account